Продолжим читать великого кейнсианского экономиста Джона Гэлбрайта. Как мы помним, его главная идея – капитализм базируется на монополиях и олигополиях, а рыночная экономика, которую он отделяет от капитализма – в стихии средних и мелких ферм. Позднее по консультациям Гэлбрайта китайский лидер Дэн Сояпин, начавший реформы, сказал, что "социализм – это рынок".

В этом отрывке из своей книги "Экономические теории и цели общества", вышедшей в 1973 году, Гэлбрайт показывает, насколько сильно отличалась заработная плата наёмных работников в крупных капиталистических компаниях и рыночных фирмах. В то время, когда Гэлбрайт писал свою книгу, в США были очень сильны профсоюзы, в которых состояло до 80% наёмных работников в фирмах с числом работающих выше 100 человек – и это дополнительно поддерживало повышенные заработки в этом секторе (а также другие ограничения, что превращало рынок труда в нерынок). Чем выше конкуренция между фирмами, тем меньше заработки наёмных работников, и потому и работникам выгоднее госкапитализм с отсутствием или минимальной конкуренций между монополиями (на внешнем рынке) и олигополиями (на внутреннем и внешнем рынке):

"Равенство не является тенденцией в отношениях между планирующей и рыночной системами; основной тенденцией является неравенство. Цифры подтверждают такое предположение. В 1971 г. почасовая оплата в отраслях промышленности, производящей товары длительного пользования, т.е. в сфере производства, наиболее широко представленной в планирующей системе (госкапитализме – ПЭ), в среднем равнялась 3,80 долл. В производстве товаров недлительного пользования, одежды и других изделий, где доля рыночной системы весьма значительна, она равна 3,26 долл. В сфере услуг, которая в основном ориентирована на рыночную систему, она равна 2,99 долл. В розничной торговле, где рыночная система удерживает сильные позиции, она равна 2,57 долл. В сельском хозяйстве - отрасли, наиболее характерной для рыночной системы, - она равна лишь 1,48 долл.
Если же доход управляющих и предпринимателей включить в доходы работников, получающих заработную плату, разница, несомненно, возросла бы в громадной степени.

Отношения между планирующей и рыночной системами, их неравные темпы развития, эксплуатация планирующей системой рыночной, создающееся в результате неравенство в прибыли являются основными чертами современной экономики".

В последнем абзаце Гэлбрейт показывает, что (гос)капитализм не может существовать без "нижнего этажа" рыночной экономики.
(о причинах этого явления - https://t.me/proeconomics/16367).
И этим, в частности, отличался (гос)капитализм Запада от госкапитализма СССР: в Советском Союзе рыночная экономика была переведена на нелегальное или полулегальное положение. Позднее китайские реформы базировались именно на рекомендациях Гэлбрайта (а также Бухарина – советский[NAPPYCLUB] НЭП был устроен по тому же принципу), а ещё раньше – в Южной Корее с их системой чеболей: в стратегических отраслях должна сохраняться высокая роль государства (монополий или олигополий под влиянием государства), а нижний этаж экономики должен быть рыночным. Это хорошо и для роста экономики в целом, и для НТР, и для равномерного, без "гримас неравенства" роста доходов у подавляющей части населения (во время написания книги Гэлбрайта в США ещё действовали максимальные ставки по НДФЛ до 80%).

18